Знакомимся с историческими зданиями ивано-франковска. театр кино «люмьер» .фото

«Люмьер» — один из лучших кинотеатров Франковска, тем более, что настоящих их у нас два. А еще это древнейший кинозаведений города, который через пару лет отпразднует свои 90. Удивительно, что до сих пор никто не смог написать даже краткую его историю. Вот и исправим эту несправедливость.
Хороший «Тон» от создателя ратуши
Все началось с пожара. В феврале 1927 года в доме польского спортивного общества «Сокол» на площади Мицкевича, вспыхнул огонь. Пожарные прибыли вовремя, но мало чем смогли помочь. Ущерб оценили в 200 000 злотых, больше всего пострадала пристройка слева от главного корпуса, которую хорошо видно на австрийской открытке. Там были гимнастическая и «заробкова» зал.
Последняя имела 600 мест, ее часто сдавали в аренду для проведения торжественных собраний и других массовых мероприятий. К счастью, весь комплекс сооружений был застрахован, поэтому полученных средств хватило на реставрацию, еще и осталось. Руководство «Сокола» решило построить «заробкову» зала, превратив ее в кинотеатр. Проект делал известный архитектор Станислав Треля — автор нашей ратуши, пишет Репортер.
В 1929 году город получил величественное сооружение в стиле ар-деко. Главный вход располагался со стороны тогдашней школы имени Мицкевича (теперь там институт последипломного образования педагогов) и был украшен тремя парами ионических колонн. Это было первое здание Станислава, которая специально сводилась как кинотеатр. Согласно техническому описанию, зрительный зал вмещал 580 человек, из которых 2/3 сидели в партере, а треть на балконе. Почекальни шла вдоль кинотеатра, там были билетные кассы и, конечно, буфет.
Учреждение получило название «Тон». Он стал самым большим и первым звуковым кинотеатром города.
От гимназистов к фашистам
Возможно, кто-то из читателей старшего поколения помнит фильм «Фараон», который считается шедевром польского кино. Его режиссер — Кавалерович — еще ребенком часто бывал в Станиславе, а в 1936 году поступил в гимназию. Именно здесь он увидел свой первый фильм и влюбился в кинематограф. Процитируем отрывок из его воспоминаний.
«Отец гимназии коллеги был владельцем кинотеатра« Тон »… Пересмотрел там невероятно много американских фильмов. Кино переживало свой апогей и в маленьком Станиславе можно было увидеть лучшую продукцию Голливуда. Фильмы с Гретой Гарбо, Марлен Дитрих … Первой лентой, которую я пересмотрел в своей жизни, были «Нибелунги» Фрица Ланга, еще немой фильм. Имел лишь десять лет, но запомнил сцену, как Зигфрид едет на лошади через лес. Запомнил ее настолько совершенно, что позже легко воспроизвел ту сцену на экране. Однако этот фильм навсегда врезался в мою память еще и тем, что в кинотеатре тогда вспыхнул пожар и операторы сгорели … ».
В последнем предложении Кавалерович то напутал. Станиславская пресса не подает никаких сведений о пожарах в кинотеатрах, тем более с человеческими жертвами.
В межвоенный период кинематограф был настолько популярен, что газеты опасались, как бы зрители совсем не перестали ходить в театр. И это при том, что билеты в кино были значительно дороже.
А еще кинотеатр «Тон» был законодателем музыкальной моды. Вот что пишет Украинская гимназист Иван Коропецкий «Другой удовольствием — в основном для учащихся высших классов — было собрание учеников почти всех средних школ под кином« Тон »у 6-7 часа вечером, послушать новых танцевальных мелодий (шлягеров) с пластинок, которые управа кино передавала динамиков на улицу. Когда начиналась программа, музыка переставала играть и «собрание» кончались. Очень скоро те новые мелодии становились популярными среди середньошкильникив, а Нестор Рипецкий часто переводил их на украинском языке ».
Краевед Елена Бучик исследовала, что арендатором кинотеатра был такой И. Спунд. Он выдавал газетку «Фильму новости кинотеатра« Тон »» с описанием новых премьер. Она бесплатно вручалась посетителям при покупке билетов.
Неизвестно, что было с кинотеатром за первые советов, а вот немцы переименовали его в «Викторию» и присвоили статус «Нур фюр дойч» — только для немцев. Это свидетельствует о высоком статусе заведения, ведь все лучшее немцы забирали себе. Полякам, украинском, армянам, а тем более евреям, вход в «Виктории» был строго запрещен.
14 ноября 1943 группа гестаповцев и шуцполицаив смотрела там фильм. И именно оттуда их вдруг подняли по тревоге и направили на облаву в городской театр, где шла оперетта «Шарика». Спецоперация завершилась массовыми арестами и расстрелом 27 украинских патриотов.
«Космическая» конкуренция
После войны большевики переименовали «Викторию» в кинотеатр имени Ивана Франко. В 1946 году, по проекту архитектора Клочко (кстати, начальника областного отдела архитектуры) отреставрировали и значительно расширили фойе.
Как писала «Прикарпатская правда»: «В ожидании начала очередного сеанса зритель может здесь прочитать свежие газеты, прослушать лекцию и т.д.». Представляете, вы пришли с девушкой на романтический фильм, а вам читают лекцию о героических страницах биографии Сталина? К тому же первое, что видели зрители, заходя в вестибюль — это огромный портрет того «вождя» в полный рост.
Фото Зиновия Соколовского
Вскоре директору заведения сильно досталось от партийного начальства. Тогда закладывали братское кладбище, для чего активно привлекали работников городских предприятий. Впрочем, пресса отмечала, что коллектив кинотеатра Франко уклоняется от общественной нагрузки и почти не участвует в сооружении мемориала.
Пятидесятые годы принесли много изменений. В 1954-м заведение получило второй, малый, зал для просмотра кинохроники. А в 1957 году здесь открыли первый в области центр широкоэкранного кино на 460 мест. Тогда это был лучший кинотеатр Станислава, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы жителей. Они жаловались, что если не придешь, билетов уже нет.
В начале шестидесятых открылся новый широкоформатный кинотеатр «Космос», власть переключила свое внимание на него, и Франко начинает понемногу сдавать позиции. Если до этого он фигурировал на открытках и в путеводителях, то теперь киношным лицом города стал «Космос».
В 1967-м в фойе провели очередной ремонт. Для этого архитектор Петр Сопильник из кованой стали изготовил рельеф «Вечный революционер», который провисел там вплоть до развала СССР.
культурный упадок
В бурные девяностые кинотеатр переживал сложные времена. Практически рухнула система кинопроката, процветало видеопиратство, как грибы после дождя появлялись видеосалоны. Стали доступны видеомагнитофоны, и большинство франковцев устраивали себе домашние киносеансы, в чем им активно помогали многочисленные пункты проката видеокассет.
Дошло до того, что в кинотеатре привычным явлением стала картина, когда на сеанс приходило всего несколько человек. В конце девяностых власть превратила заведение на «Дом кино», но это мало помогло.
2000 год стал концом кинотеатра. Помещение передали муниципальном Центра современного искусства (ЦСИ), директором которого стал художник Игорь Панчишин. В течение трех лет в ЦСМи происходили всевозможные художественные мероприятия, самым заметным из которых стал мощный литературно-живописный фестиваль «Культурный герой». Именно во время него, в 2002-м, громко заявила о себе сейчас почти легендарная «Перкалаба».
Акции акциями, однако средств, выделяемых из городского бюджета, хватало только на зарплату. Поддержание огромной четырехэтажного здания по 400 м2 каждый этаж требовало значительных средств. Ремонт делали еще в советские времена. Здание могла повторить печальную судьбу казарм инфантерии или кукольного театра, но нашелся инвестор …

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оборудование для производства ЖБИ
Яндекс.Метрика