В украине будут по-новому утеплять дома

Частных инвесторов приглашают утеплять бюджетные объекты, в том числе, школы, детсады, больницы.
Недавно президент подписал изменения в закон о новых инвестиционных возможностях для проведения масштабной энергомодернизации, которые позволяют частным ЭСКО-структурам работать с бюджетниками через систему ПРОЗОРРО. Первые тендеры начнут проходить уже к концу 2017 года, пишет UBR.ua.
Сам закон о энергомодернизации не нов: он действовал с 2015 года. Но компании не смогли работать с бюджетными объектами после вступления в силу в августе 2016 закона «О государственных закупках». Принимая его, депутаты «забыли», что ЭСКО услуги не могут быть отобраны по критерию низкой цены (как работает ПРОЗОРРО).
«Теперь необходимые изменения есть, но бизнес осторожно воспринял эту новость и не спешит вкладывать деньги», — отметил старший юрист ЮФ «Антика» Александр Третьяков.
ЭСКО-компании будут ждать минимум 3 месяца пока Минэкономразвития доработает систему ПРОЗОРРО, которая пока технически не готова проводить закупки по специальным правилам. «По самым оптимистичным оценкам доработки займет от 3-х до 6-ти месяцев», — уточнил Александр Третьяков.
«Чем дольше чиновники будут рассуждать, тем дольше будем модернизировать школы и сады, потому что с каждым отопительным сезоном расходы бюджета растут, а состояние зданий ухудшается. Комплексную модернизацию можно проводить только в межсезонье, когда не работают системы отопления. На устранение «мелких» недостатков, чистку труб, установку теплового пункта или котельной, необходимо 2-3 месяца. Но на комплексную модернизацию — около полугода », — отметил директор компании« ДТЭК ЭСКО »Роман Федорченко.
Задержать запуск проектов по модернизации могут и сами учреждения. От них требуется предварительная подготовка, например, проведение энергоаудита и утверждение норм базового энергопотребления, в зависимости от которых в будущем будет высчитываться экономия, а также оплачиваться услуги подрядчиков. Но на эту работу тоже нужны деньги. «Скорее всего, дополнительные средства должны быть предусмотрены в местных бюджетах. Поэтому чиновники будут идти на тендеры, руководствуясь наличием средств в казне », — предположил старший юрист международной юридической группы« Leman »Арсен Низельский.
Во многих городах может не хватить средств на такие работы. А грантов и технической помощи от международных финансовых организаций, за счет которых могут финансироваться энергоаудита, на всех не хватит. В первых проектах, которые успели запустить, энергоаудита оплачивали заинтересованы инвесторы. Но с введением закупок через аукционы ПРОЗОРРО, когда инвестора победителя определят в последний момент, компании будут не очень заинтересованы тратить свои средства. «Сложно ожидать от инвестора вложение средств без каких-либо гарантий того, что контракт выиграет именно он», — отметил Александр Третьяков.
Качественный энергоаудит компаниям принципиальный. От него зависит сколько средств они должны вложить в модернизацию зданий, какую экономию затрат получат сады и школы, сколько заработают ЭСКО-структуры. Ведь потраченные средства им никто не вернет, если экономии не будет.
«Оплата гарантирована если будет результат. Если неправильно оценили проблемы и просчитались — никто не заплатит. Есть обязательного платежа », — констатировал Роман Федорченко.
Есть риск, что будут создаваться «свои» аудиторские структуры. «Подобная картина — с системой пожарной безопасности, где свои фирмы контролируют соблюдение норм пожарной безопасности. Чужим будет сложно прорваться на этот рынок », — подчеркнул финансовый эксперт Алексей Кущ.
«Мы не можем полагаться на чужие оценки, инвестируя свои средства. Надо быть уверенным в показаниях базового энергопотребления, от которого будет считаться экономия. Так что проверять будем за свой счет », — подтвердил Роман Федорченко. Стоимость энергоаудита школы / детсада зависит от их размеров и количества зданий. Например, по объектам, которые оцениваются ранее «ДТЭК ЭСКО», энергоаудит обошелся в 9-25 тыс. Грн.
Несмотря на все недостатки, рынок энергомодернизации интересен. Его объем, в Государственном агентстве энергоэффективности оценивают в 200 млрд. Грн. Только бюджетных учреждений — школ, садиков, больниц — в Украине 78 тыс. Даже иностранные компании хотят зарабатывать на их утеплении. Но они пока не готовы работать с гривней.
«Хотят работать с валютой. Вложить в ремонт садика тысячи евро можно, но как потом этот сад будет рассчитываться? У него, как и у местных бюджетов, нет доходов в евро. А с гривной иностранцам работать невыгодно », — поделился Роман Федорченко.
Рынок энергомодернизации ств особенно интересным для бизнеса после появления в законодательстве «долгосрочных обязательств по Энергосервис». Это означает, что государство / местные бюджеты гарантируют ЭСКО оплату их услуг на весь срок действия договора.
Хотя, риски неуплаты все же остаются. «Бюджет формируется ежегодно. И если доходов будет не хватать, то и энергосервисные контракты могут оказаться в зоне риска. Школы и детсады, как соцсферу, можно отнести к защищенным статьям. Но договорам с энергосервисной компании, которые предоставляют коммерческую услугу, могут быть вопросы. Эти риски ЭСКО должны будут учитывать. А так как никаких других форм обеспечения гарантий по бюджетным учреждениям нет, то свои риски компании тоже могут закладывать в тарифы », — предположил Арсен Низельский.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оборудование для производства ЖБИ
Яндекс.Метрика