Не тут-то было: четыре невыполнимые проекты архитектуры станислава

Эта статья - о несбывшиеся проекты, в основном архитектурные, касающихся Станислава. Понятно, что их было гораздо больше, поэтому мы выбрали наиболее интересные и значимые. Некоторые нереализованные замыслы очень жаль, впрочем, были и такие, что не дай Бог ...
Как мы не стали «крепким орешком»
Начнем с глубокой древности. Перед нами - план городских укреплений Станислава датирован 1743 годом (1). Оригинал хранится в австрийском Военном архиве и на сегодня это самый старый картографический документ нашего города. Хотя, это не столько карта, сколько проект будущих фортификаций. Автором чертежи исследователи считают Станислава Потоцкого - инженера-фортификатора и будущего владельца города. Возможно, ему помогал шведский наемник - полковник артиллерии Христиан Дальке, который в 1730-х работал над укреплением Станиславовской укреплений. План предусматривал создание второй линии обороны путем отсыпки покатать земляных насыпей-гласиса и сооружения шести равелинов *, имевших прикрывать уязвимые участки крепостной стены. Благодаря этому обороноспособность Станислава увеличилась бы в разы, и кто знает - возможно, его бы не получили россияне в 1764, 1768 и 1769 годах, пишет Репортер.
К сожалению, большинство из нарисованного так и осталось на бумаге. Может, не хватило денег, или объем земляных работ оказался неподъемным. Хотя два равелины таки построили. Один из них защищал Тисменицкая ворота и располагался на нынешнем перекрестке улиц Галицкой и Бельведерской. Другой «треугольник» возвели на северо-восточной стороне крепости - для этого пришлось вручную менять рельеф местности, поскольку он там снижается. Однако здесь владельцы города не экономили, ведь новый равелин прикрывал дворец Потоцких.
Почти как в Петербурге
Еврейская община Станислава конца XIX века разделялась на два враждующих лагеря. Подавляющее большинство составляли ортодоксальные евреи под руководством раввинского клана Горовиц, которые строго следовали всем предписаниям и запретам Торы и Талмуда. Однако были в городе и таки стремились получить высшее образование, носить модную одежду, участвовать в культурной и политической жизни империи и не видели ничего плохого в частичной ассимиляции с немцами и поляками. Их называли прогресивистамы или прогрессистов и к ним относились лучшие представители Станиславовской интеллигенции.
Власть в шайки принадлежала ортодоксам, все городские синагоги тоже. Прогрессистов имели только один дом молитвы, который находился в арендованном помещении. Впоследствии они собрали денег и решили построить собственную синагогу, для чего создали Общество израильской святыни в Станиславе.
Проект синагоги разработал один из прогрессистов - инженер Максимилиан Шльосс (1857-1900). Он работал уездным геометром в Косово и занимался сооружением дорог и мостов. В 1894 году Шльосс представил вправе Общества свой проект постепенной синагоги (2). Это должна быть грандиозное сооружение с четырьмя малыми башнями, увенчанными цибулястимы куполами и большой центральной башней со звездой Давида на шпиле. Визуально проект напоминает храм Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, хотя историк архитектуры Жанна Комар пишет, что Шльосс имел образец главную берлинскую синагогу на Ораниенбург штрассе.
Впрочем, руководителям Общества чертежи не понравились и они направили их на доработку венском зодчему Вильгельму Стясному - придворному архитектору банкирского клана Ротшильдов. Вместо исправления ошибок тот предложил свой проект, управа согласовала. Теперь это главная и единственная синагога Ивано-Франковска на улице Казненных Националистов.
Станиславовской трамвай
В 1904 году пражское издательство Ледерера и Поппера выпустило интересную открытку с видом улицы Карпинского, то есть начала нынешней Галицкой (3). Вид перенасыщен транспортными средствами: в небе парит воздушный шар, чуть дальше проплывает дирижабль, а по дороге движутся велосипедист, автомобиль и ... трамвай №15. Именно таким издатели представляли себе Станислав в 1914 году. И они были не далеко от истины.
В начале ХХ века наш город стремительно развивался, количество жителей неуклонно росла, а единственным видом общественного транспорта оставался старый добрый фиакр. Зато по улицам Львова и Черновцов уже давно рассекали электрические трамваи.
Наконец, местные чиновники решили перенять опыт соседей. На заседании городского совета 26 марта 1908 объявили о начале подготовительных работ по внедрению трамвайного движения в Станиславе. Тогда даже утвердили схему движения.
Краевед Михаил Головатый впервые исследовал будущие маршруты от вокзала, улицами Вовчинецкого и Грушевского к «стометровки». Здесь было первое разветвление: одна ветвь шла к железнодорожного переезда на ул. Независимости, другая возвращала к пассажа Гартенберг, где путь снова раздваивалась. По улице Галицкой можно было добраться до современного парка Военных ветеранов, на месте которого работала торговиця быдлом, то есть крупного рогатого скота. Кого скот не интересовала, то садился в другой номер трамвая и ехал по улицам Мазепы, Сечевых Стрельцов и Чорновила до конечной остановки у ... тюрьмы. На первый взгляд, финишная точка выглядит несколько странной, но рядом размещался городской парк, и этим все объясняется.
К делу пуска трамвая относились серьезно. Работы было проводить известная немецкая фирма «Сименс и Гальске». Кроме мощения улиц, прокладка рельсов и закупки подвижного состава, надо было еще построить электростанцию и трамвайное депо. Считается, что на пути этом амбициозном проекта стала Первая мировая война, впрочем журналист Владимир Горощак называет другую причину. Стоимость «трамваизации» Станислава стоила бы городскому бюджету миллион крон. И это по минимуму! Магистрат посоветовался, и в апреля 1909 году напечатал сообщение, что организация трамвайного движения является нецелесообразной. Как вариант рассматривали пуск дешевых электрических омнибусов. Но и на них не хватило денег.
Дом для высокого начальства
В австрийском Станислав крутым начальником был уездный староста. Если сегодня областное начальство заседает в монументальной Белой комнате, то Станиславовской уездные чиновники собственного помещения не имели. Сначала они работали в здании настоящем морфологическом корпусе медуниверситета, откуда их в конце концов «выперла» государственная гимназия. Затем целых 20 лет чиновники находились в «приймах» в отеле Каминского, а в начале ХХ века арендовали несколько комнат в каменном Герша Готтесмана, что на Мазепы, 28. Дом ощутимо не отвечал высокому статусу учреждения, и староста мечтал о более достойное рабочее место. И его мечты едва не осуществились.
В 1908 году на перекрестке нынешних Сечевых Стрельцов и Витовского появилась большая каменный по проекту архитектора Яна Кудельский, принадлежавшей местному печатнику Станиславу Хованцю. С самого начала она проектировалась как «императорскому королевское правительство почт и телеграфов», то есть главный почтамт. Сдав недвижимость в аренду почтовому ведомству владелец заказал зодчему другой проект - здание уездного староства, что имела примыкать к почтамта слева. В 1909 году Кудельский представил заказчику чертежи, которые можно увидеть в Ивано-Франковском архиве (4).
Без сомнения, сооружение стало бы настоящим украшением города и староста был бы доволен. Интересно, что Хованець не собирался останавливаться на достигнутом и в начале стометровки планировал возвести еще и величественный отель «Ревера», который творил бы единый ансамбль с почтамтом и староством. К сожалению, он умер в 1910 году. Его сын и наследник Вацлав не разделял архитектурные вкусы отца и нанял другого архитектора - Фридерика Януша. Именно он вскоре осуществил строительство отеля «Унион», который сформировал архитектурный облик квартала.
А что староство? Оно продолжало скитания по съемных домах до прихода первых советов.

Возможно, Вас заинтересует

Хранение цемента

 От длительного хранения цемента существенно снижается его качество и активность. Иногда потеря...

Туры в Дебрецен, Венгрия

Если для католиков всего мира Рим является средоточием всей духовной жизни, то для кальвинистов...

Туры в Лех, Австрия

Среди всех горнолыжных курортов Австрии город Лех занимает особое место: на этом старейшем...

Заработок в интернете за 1/100...

Речь идет об одном из многих способов срубить немалые деньги в интернете. И подобно биржи статей,...