Как строился ивано-франковск

В городе постепенно разрушаются старые дома, историческую застройку искажают стеклобетонные новообразования, архитектурные черты центра города растворяются между позднейших наслоений, и может прийти такое время, когда город станет совсем невыразительным и неинтересным для туристов, которые местные власти пока тщетно пытается дольше задерживать в «воротах в Карпаты ».
Архитектор-бомбардировщик
... Основанный в середине 17 века Станислав изначально был городом-крепостью с кирпичными красными стенами, остроконечной ратушей, ризноконфесийнимы храмами в центре, лавочками на рыночной площади и корягами в пригородах, которые начинались за валами. Через 300 лет название города сократилась до Станислав, фортифицированных крепость превратилась в тихий провинциальный городок, в котором вокруг древнего центра одноэтажные деревянные домики сосуществовали с австрийско-польскими домами, выросшими на месте засыпанных оборонных рвов.
1962 город в третий раз перекрестили - теперь в Ивано-Франковск (хорошо хоть не на Сталинскую-Прикарпатский, как некоторые предлагал в свое время - Б.С.). К тому времени его архитектурный облик начало приобретать современные черты - с проявлениями социалистической гигантомании, заигрыванием с псевдогуцульським стилем и одновременно разрушением старого, идеологически враждебного ( «купеческой капиталистического», как писали в тогдашних газетах) архитектурной среды старого центра города. Новые хозяева города сразу после окончания Второй мировой войны начали строить в городе новую жизнь не только на словах.
Примечательно, что в 1940-х годах в областном управлении архитектуры работал бывший военный летчик, бомбардировал Станислав в июле 1944 года. Очерк об этом персонаже - Константина Абрамкина, участника бомбардировок также Берлина и Праги, который в 1938 году окончил Московский архитектурный институт, а после войны вернулся к профессии архитектора - опубликовала 1947 единственная на то время официальная областная газета - "Прикарпатская правда".
«А город спланировано неплохо. Правда, многие кривых улиц и мало площадей, - рассуждал Константин. - Интересно, какая архитектура зданий ». И здесь в нем проснулся архитектор ... ». Так описывала советская газета первое знакомство со Станиславом военного пилота Абрамкина, когда он летел сбрасывать бомбы на здешнюю железнодорожную станцию. «Четыре раза появлялся самолет Абрамкина над Станиславом. Четыре раза пилот и штурман осторожно, с огромным требовательностью к самим себе выводили машину по карте на боевой курс, наносили сокрушительные удары врагу ».
Результатом бомбардировок, если верить газете, стал разрушенный мост и повреждена железнодорожная колея. Зато впоследствии бывший военный пилот Абрамкин, склонившись над картой как архитектор, по-новому увидел будущее города «новые площади, зеленые бульвары с памятниками Ленина и Сталина, красивые здания театров, учреждений, жилые дома».
Кстати, Константин Абрамкин, как оказалось, основал в городе некую архитектурную династию: его внук, Олег Абрамкин возглавляет «Гильдию архитекторов Прикарпатье», а в свое время даже претендовал на кресло главного архитектора Ивано-Франковска.
Проект 1946 года
... Тезисы о хаотичную застройку и узкие улочки старого Станислава стали основным аргументом для социалистического переустройства советского города. Еще в 1946 году подготовили проект его реконструкции, который предусматривал нивелирования этих «недостатков». В статье в газете «Прикарпатская правда» начальник областного отдела по делам архитектуры В.Клочко аргументировал необходимость реконструкции Станислава именно тем, что он «построен по неудачным принципом строительства, хаотично».
«Несмотря на то, что радиально-кольцевая система, по принципу которой построен Станислав, является одной из лучших систем строительства, уличная сетка создает впечатление чего-то стихийного, беспланово, - писал в газетной статье чиновник-архитектор. - Бросается в глаза отсутствие единой системы - в городе нет внятных площадей, дома часто не гармонируют друг с другим ... Город не имеет определенного центра. Пассажирский и товарный железнодорожные узлы, а главное, паровозоремонтный завод, вклинились в центральный район города, разрезали его и прекратили развитие города в восточном направлении ... Отсутствие главных и кольцевых магистралей создает такое положение, что автогужевой транспорт заполняет единую связывая магистраль - одна из центральных улиц города - Советскую (теперь Независимости - Б.С.). Проезд по большинству улиц усложняется их чрезвычайной узостью ... Задачей реконструкции города является, прежде всего, создание его центра. Ряд факторов, административных и бытовых, показали, что он должен быть создан в районе бывшей ратушной площади, городского рынка и ближайших кварталов ... Проектом предусматривается строительство в центре города зданий для городского Совета, музея, оперного театра, монументов Ленина, Сталина, героев Великой Отечественной войны, а также построение постоянной трибуны. На привокзальной площади намечается строительство учреждений для обслуживания приезжих: гостиницы, ресторанов, дома колхозника и других. За парком имени Шевченко планируется создать физкультурный центр города. Там будут устроены спортивные площадки, стадионы, купальни, а также построен дворец физкультурников. Станислав имеет все данные и возможности стать красивым, зеленым, чистым городом ».
Проектом этой реконструкции также было предусмотрено создание двух промышленных зон - Хриплинского узла и участка легкой индустрии в районе кожзавода. Жилые районы условно разделили на три территориальные группы: многоэтажной, малоэтажной и индивидуальной застройки. Старые дома в исторической части города, по мнению проектировщиков, следовало капитально (sic!) Отремонтировать. Завершить все работы планировалось через 12-15 лет ...
Станиславские «Черемушки»
... Как рассказал журналисту «Z» экс-начальник отдела охраны культурного наследия Ивано-Франковского горисполкома, архитектор-реставратор Игорь Панчишин, новые градостроительные концепции, пришедшие в город в конце 1940-х годов, были продиктованы стремлением советской власти превратить областной центр Прикарпатья на индустриальное город, в котором должны жить и работать строители коммунизма. И на самом деле мало кого волновало, что в результате такого вмешательства историческая ткань города разрушалась. Улицы, которые расходились от центра Ивано-Франковска, быстро и планомерно застраивался стандартными и попроще кирпичными многоэтажными домами - "хрущевками". Впоследствии на дальних окраинах появились спальные микрорайоны, застроенные панельными домами. Система обеспечивала жильем новых колонистов, которые строили свой новый мир на хрупких остатках старого города.
В Ивано-Франковске застройка "хрущевками" началась с улицы Бельведерской, где выросли кварталы "Станиславский Черьомушек", названных так по аналогии с микрорайоном Москвы, где впервые начали практиковать такую архитектурную стилистику. Впоследствии, чтобы подчеркнуть подражания "лучших" советских образцов жилищного строительства, улицу с "хрущевками" даже переименовали в Московскую.
Однотипные "хрущевки" стремительно заполняли бывшие станиславские пригород, виструнчуючись по улице Дадугина (теперь - Коновальца), Галицкой (здесь строили прежде всего жилье для железнодорожников), Жукова (теперь - Пулюя).
"Эта застройка, а также дальнейшее строительство спальных районов с панельных домов, на первый взгляд не принесла городу большой ущерб, - комментирует Игорь Панчишин. - Эти сооружения часто строились на поле, они ничего не разрушали, но сами по себе они были уродливыми ".
В свое время Юрий Андрухович в одном из своих стихотворений назвал эти "дома с шестидесятых" неживыми и непригодными. Действительно, по словам поэта, "вырастали неожиданно". Быстрые темпы застройки объяснялись простым материалом и примитивным планированием. Но даже такое рыхлое жилье тогда считали благом: впервые в советское время вместо "коммуналок" (однокомнатных квартир, объединенных общим коридором и кухней) начали строить многоэтажки с отдельными квартирами.
Хуже люфтваффе
Кстати, как рассказал Игорь Панчишин, архитектурный стиль, в котором работали советские проектировщики был близок к так называемому брутализма и интернационального стиля, которые были характерны для межвоенной Европы. Известный архитектор Вальтер Гропиус произвел стилистику унифицированных строительных элементов, чтобы можно было быстро и массово строить жилье. Его дело продолжил Людвиг Мис ван дер Роэ, который свел к минимуму использование простых архитектурных деталей. Впоследствии в архитектурных кругах бытовало фраза, что бомбы люфтваффе (ВВС нацистской Германии) наделали в Европе меньше вреда, чем Гропиус и ван дер Роэ, которые заполнили города теми однотипными, унифицированными элементами. К счастью, Европа быстро переболела панельным строительством и унификацией. В СССР этот метод строительства задержался надолго - здесь его использовали даже тогда, когда европейские архитекторы уже начали экспериментировать с постмодернизмом, который и возник, собственно как протест против стандартов.
"В советское время унифицированный стиль стал догмой: панельное, блочное строительство, типовые схемы и проекты, - рассказывает Игорь Панчишин. - До этого заставляла централизация производства и финансирования. И хотя все эти вещи уродливые, они возникли не из-за глупость архитекторов, а оказались с общей болезни общества той страны ".
Чтобы избежать полной безликости, в 1970-1980 годах имела место попытка поиграть в народные мотивы, в частности, придумали так называемый "гуцульский стиль". Именно тогда построили некоторые общественные сооружения (аэропорт, бывшее "Молочное кафе" и т.д.), которые должны были стать визитной карточкой целой области. Теперь эти здания отличаются своеобразной формы крышами под черепицей и декоративными фасадами. Как пояснил Игорь Панчишин, суть этого псевдогуцульського стиля заключалась в обычном калькировании определенных элементов деревянной архитектуры горцев (строительное искусство гуцулов действительно прекрасное, и только в том в ландшафте, в котором создано) без всякого переосмысления. Переведены в бетон элементы деревянных конструкций теряли свое функциональное и технологическое назначение, и эстетически были не слишком привлекательными.
"Это было очередное заигрывание архитекторов с властью, а власти с народом, - рассказывал Игорь Панчишин. - Последствия такого кокетства есть везде по территории бывшего Советского Союза. Для Ивано-Франковской была создана такая особенность как гуцульский стиль, который на самом деле стал профанацией. Действительно интересные поиски использования народных элементов в фасадах, майолике, витражах были в арт-деко или сецессии. Народный стиль часто использовался в смысле «наивного искусства», он никогда не был простым подражанием ".
Наибольшей своей заслугой советские архитекторы и проектировщики Ивано-Франковская определили создание нового центра города, построенного с социалистическим размахом. Еще в конце 1940-х газета "Прикарпатская правда" писала: "Советские архитекторы решили прежде всего создать« прекрасный центр », которого в городе фактически не существовало, связать центр широкими улицами бульварного типа с районами города». Но воплотить этот замысел удалось только в 1980-х годах. Тогда начали строительство нового дома для обкома компартии (так называемого "белого дома") и большой соцреалистическую площади с драмтеатром, отелем, уродливыми "хрущевками" и непременным памятником Ленину.
"Это площадь стоило бы сохранить нетронутой, как пример соцреализма, - считает господин Панчишин. - С одной стороны - типичный советский театр, отличительной чертой которого является только рельеф из белого камня на фасаде, широкая площадь, гостиница, уродливые "хрущевки", широкие дороги - и все это вокруг памятника Ленину. И далее вдоль улицы Независимости к мосту - здания типичного соцреализма. В постсоветские времена, когда возникла необходимость поставить куда памятник Ивану Франко, решили использовать освобожденную от Ленина площадь. И спорили, где именно должен стоять Франко. А его куда ни поставь, он все равно останется Лениным, потому что площадь такая - Ленинская ".
1990 год. Центральную площадь города освобождают от Ленина ...
... чтобы на его место поставить И.Франко
Кто выше?
-То обозначить современные архитектурные стили, которые используют застройщики Ивано-Франковская, специалисты не решаются. Говорят, что мода теперь диктуют заказчики. Поэтому и появляются в городе абсолютные архитектурные гибриды вроде странного "гриба", который вырос рядом с универмагом "Прикарпатье" в нескольких метрах от большого офисного и торгового центра, или "черной башни" - торгового центра "Легенда" на площади Рынок, надежно закрыл обзор на рыночную площадь и ратушу с юго-востока.
"Такие вещи возникают тогда, когда заказчик хочет застроить" белое пятно "на карте генплана, на которой, если смотреть на схеме, масштабно здание может выглядеть логично, - говорил Игорь Панчишин. - Но надо представлять такие вещи пространственно. Никто почему-то не оценивает панораму, основные видовые точки, силуэтность ".
Собственно пренебрегать панорамой города начали тогда, когда поставили на фундаментах бывшей Станиславовской крепости правительственный "белый дом". После его возведения смотровая площадка, умышленно был спроектирован в доме на углу Грюнвальдской и Гаркуши, стал нефункцийним. "Белый дом" перекрыл обзор на центр города.
Так же портит пейзаж "АРС-дом", который одним лишним этажом заслоняет с рыночной площади армянскую церковь. Еще один скандальный дом построила на площади Рынок фирма "Надежда" - он закрывает с улицы Галицкой городскую ратушу, выросши на целых два лишних этажа. Кирпичная стена новостройки недавно закрыла купола церквей на Майзлях. Абсурдными такая же «пластина» на «Горке», которая разрушила среду между костелом и церковью и является уродливым фоном для целого района. Точечная высотка на улице Бандеры (на «немецкой колонии»), построенная как фактория для будущего снос уникального района малых усадеб. Погоня за лишними квадратными метрами, которую объясняют инвестиционной целесообразностью, полностью уничтожила понятие допустимого количества этажей. Монолитный железобетон торговых центров увяз в сердцевину города.
В конце концов новый генеральный план развития Ивано-Франковска, разработанный специалистами киевского ДИПРОМОСТ и согласован со всеми ведомствами в июле 1980 года (ранее в городе действовал Генплан 1966 года), определял рациональным типом жилой застройки - девятиэтажное. Планировали также сооружение в городе домов на 12-16 этажей. "К 2000 году должно быть снесено значительное количество ветхого и аварийного жилищного фонда - в основном для освобождения территории под новое многоэтажное строительство", - отметил в газетной статье 1980 главный архитектор города Л.Попиченко.
Теперь специалисты отмечают, что вся эта гигантомания в центре может не только привести к эстетическим диспропорций, но и вызвать разрушение старых городских сооружений, является преступным как в юридическом, так и в ментальном смыслах.
"Строительство гигантских сооружений на территории бывшего города-крепости и его окрестностях и тотальное« пломбирования »исторических коллекторов и водоотводных каналов разрушило гидрогеологический режим в городе, - считает Игорь Панчишин. - Фундаменты этих массивных зданий теперь задерживают в центре воду, ранее свободно сходила с пуповины города. Известняки, на которых стоят фундаменты древних зданий, размываются, поэтому старая часть города разрушается ".
Обреченные на завал?
Станиславская пивоварня перед началом разрушения
В упомянутом генплане 1980 речь шла о необходимости оберегать памятники. В тогдашней газетной публикации главный архитектор Ивано-Франковская Л.Попиченко замечает: «В то же время новое строительство не должно нарушать общего архитектуры настоящего исторического центра. Хочу добавить, что генеральным планом предусматривается обязательное сохранение памятников архитектуры и создания охранной зоны ».
Как вспоминает Игорь Панчишин, в 1980-х годах действительно начали делать паспортизацию старых домов в центре - прежде всего тех, которые находились в плохом состоянии. «Тогда были поставлены диагнозы этим домам, но рецептов для их лечение не прописали, - рассказывает архитектор. - Когда-то больное, то его надо лечить, а не убивать и нести на кладбище. Но в советское время о достопримечательностях заботились только если они идеологически соответствовали интересам государства. Тогда у нас без раздумий завалили отель «Бристоль», в котором в начале ХХ века умер знаменитый композитор Денис Сочинский , было уничтожено угловой дом на рыночной площади, где была древнейшая в городе аптека. Дом №8 на площади Мицкевича, где теперь виднеется очередная «чудовище» - напротив филармонии. Только чудо спасло квартал, который разделяет настоящее площадь Шептицкого и площадь Рынок, который не снесли, как планировалось, а перестроили ».
Пивоварня в процессе разрушения
По словам Игоря Панчишина, в Ивано-Франковске (как и во многих других городах) в советские времена сформировалась прослойка архитекторов и строителей, которые привыкли работать именно в таких градостроительных нормах (снести старое - построить новое) и им не интересно было возвращаться к реставрации, сохранение древних зданий. Это было им враждебно, потому что не укладывалось в четкую схему реализации творческих амбиций или банального зарабатывания денег.
Нынешнее состояние памятников в Ивано-Франковске - в основном плачевный. Пивоварня, которая была памятником промышленной архитектуры ХVIII века национального значения, фактически утрачена. Варне цех пивзавода частный владелец разобрал и перестроил без его обязательного элемента - заводского камина, опорядившы несвойственными современными (модными) элементами, вполне исказили его первоначальный облик. Солодовый цех понемногу разваливается (при попустительстве органа охраны культурного наследия ОГА), пока владелец ждет, когда власть согласует ему разрешение по строительных работ на прилегающем участке. Попытки пройти на территорию старой пивоварни прекращают охранники, мол, здесь - строительная площадка.
Этих сводов уже нет
Еще одна достопримечательность национального значения - бывший костел Непорочного Зачатия Девы Марии (а ныне музей искусств Прикарпатья), усыпальница основателя города Андрея Потоцкого, из-за строительства рядом торговых центров трещит и медленно разрушается. Катастрофическая ситуация в нескольких жилых домах - в частности, на Бельведерский, 4 и Шевченко, 19-21.
На ул. Шевченко, 19-21
И апофеозом разрушения стал провал перекрытия между этажами в доме на улице Сечевых Стрельцов, 18, где находилась городская инспекция по благоустройству. Жаль, что не департамент архитектуры ...
«В большинстве случаев проблемными являются дома, в которых много совладельцев, то есть жилые дома, по которым должны были следить или сами люди, или жэки, - описывает ситуацию Игорь Панчишин. - Такая же проблема там, где хозяйничает много мелких арендаторов. В то время, когда это все приватизировали или начинали сдавать в аренду, надо было говорить о домах как о памятниках и передавать их в пользование вместе с охранными договорами. Но никто этого не делал ».По словам, Игоря Панчишина, львовский институт" Укрзападпроектреставрация "сейчас разрабатывает историко-архитектурный план для центра города Ивано-Франковска. В этом документе должны быть инвентаризованы существующие памятники, установленные в них охранные зоны.
«Опорный план - это одна из составляющих генплана города, который разрабатывает львовский институт" Мистопроект ", - объяснял Игорь Панчишин. - Но главное, что он упрочит список остальных памятников и обозначит статус всей (в том числе так называемой «фоновой») застройки, и творит характер города. В градостроительном смысле понятие «малоценная» застройка является следствием доктринерства невежд от архитектуры ».
Действительно станет очередной генплан спасением? Может, когда - если с течением пор не рухнут от старости и упущения последние сооружения старого Станислава. В конце концов, если в городе исчезнут дома, построенные до 1962 года, когда Станислав стал Ивано-Франковском, то название новой общественной инициативы «Сохрани старый Ивано-Франковск» приобретет новый смысл и станет абсолютно логичной.
Богдан СКАВРОН
Фото автора и архивные

Возможно, Вас заинтересует

Хранение цемента

 От длительного хранения цемента существенно снижается его качество и активность. Иногда потеря...

Туры в Дебрецен, Венгрия

Если для католиков всего мира Рим является средоточием всей духовной жизни, то для кальвинистов...

Туры в Лех, Австрия

Среди всех горнолыжных курортов Австрии город Лех занимает особое место: на этом старейшем...

Заработок в интернете за 1/100...

Речь идет об одном из многих способов срубить немалые деньги в интернете. И подобно биржи статей,...